Татьяна 27 лет. Работает у индивидуального предпринимателя. Официально зарабатывает 35 000 рублей. С 2010 года оформляла кредиты и микрозаймы в разных кредитных организациях. Недавно столкнулась с проблемой: банки отказывают по заявкам на кредит.
Начинаем разбираться в причинах отказов по кредитам. Как это было:
При получении Банком заявки на кредит от клиента, банк проводит оценку возможных рисков, т.е. как поведет себя заемщик после оформления кредита. Для этого банк запрашивает кредитную историю заемщика. Кредитная история содержит информацию о том, сколько раз человек брал кредиты, как дисциплинировано их выплатил или выплачивает, остаток задолженности на момент обращения.
Кредитная история хранится в бюро кредитных историй (БКИ). В России их более 17. Основные крупные бюро - НБКИ, Эквифакс, ОКБ и КБРС. Мы имеем возможность предоставить информацию ко всем из них по отдельности, либо запросить 1 объединенный отчет по первым трем бюро. Если вы имеете большой опыт кредитования как в банках, так и в МФО, запросите свою кредитную историю. Кредитная история Татьяны была запрошена в НБКИ. По данным содержащимся в отчете можно легко понять причины отказов банков.
Титульная часть кредитной истории НБКИ
В титульной части кредитной истории содержится сводная информация по кредитам заемщика: сколько раз брал кредиты, сколько кредитов выплатил, сколько продолжает выплачивать и прочее. В отчете отмечены негативные для кредиторов признаки.
Согласно отчета у Татьяны семь просроченных кредитов на сумму 376 382 рубля. Количество заявок по кредитам 58 из них 51 отказ. На основании данной информации банк отказал в кредите.
В разделе Счета содержится расшифровка своевременности платежа:
Квадратами отмечена своевременность платежей по каждому отдельному кредиту. Зеленый квадрат — заемщик своевременно платит по кредиту. Градация от желтого до красного отражает длительность просрочки по кредиту. Черными квадратами отмечают задолженность, погашение которой банк уже не ждет от заемщика и продает кредит коллекторам, взыскивает долг за счет обеспечения или списывает за счет созданных резервов.
Так выглядит закрытый кредит:
Татьяна оформляла потребительский кредит на 9004 рублей. Выплаты без просрочек в течении 5 месяцев. Статус по кредиту: счет закрыт означает, что все обязательства перед банком исполнены.
Так выглядит просроченный кредит:
Татьяна своевременно оплачивала кредит в течении пяти месяцев, затем перестала платить, согласно информации, отраженной в кредитной истории. По истечении 67 месяцев Банк передал права требования коллекторскому агентству. Данной записи в кредитной истории достаточно, чтобы полностью испортить кредитную историю и лишится возможности получать кредиты в будущем.
Татьяна утверждает, что все кредиты платились своевременно и без просрочек. Соответственно кредитор просто не передал в БКИ информацию о погашении кредитов по какой-либо причине (техническая или ошибка специалиста банка). В данной ситуации Татьяне необходимо обратиться в банк-кредитор, по которому числится информация о просрочках в кредитной истории и запросить справки о полном погашении действующих кредитов своевременно. Написать заявление в банк-кредитор с описанием сложившейся ситуации и запросить внесения изменений в кредитную историю о своевременности платежах. Направить в бюро кредитных историй заявление на оспаривание своей кредитной истории с описанием сложившейся ситуации. После всех совершенных действий кредитор передаст актуальные данные в БКИ и данные о просрочках исчезнут.
Не редко в кредитной истории отражается задвоение данных по кредитам — когда кредитная история одного человека отражается в кредитной истории однофамильца. Таким образом может сложится ситуация, при которой в одном городе с Татьяной проживает другая Татьяна с такими же фамилией и отчеством.
В случае выявления у Татьяны действующих незакрытых долгов, их необходимо вернуть. И только после их погашения и удостоверения, что в кредитной истории информация о погашении отражена зарабатывать репутацию надежного заемщика. Можно оформлять небольшие потребительские или товарные кредиты и своевременно их оплачивать. Существуют специальные программы в некоторых Банках по улучшению кредитной истории.